Название "Смольный" восходит к XVIII веку, когда в этом месте находился Смоляной двор, где гнали и хранили смолу для нужд русского флота. Создание ансамбля "Смольный монастырь" относится к 1748 году, когда лучшим зодчим Петербурга считался Б. Растрелли. Ему и была поручена разработка этого проекта. Ансамбль Смольного считается гениальным творением русского зодчества, которое сочетает в себе древнерусский стиль и русское барокко.
Смерть императрицы Елизаветы Петровны приостановила эту работу, и заканчивал ее в 1832-35 гг. архитектор В.П. Стасов. При нем были построены угловые башни и церкви, закончен интерьер собора и поставлена с двух сторон от входа в собор высокая ограда, которая полукругом флонкирует западный фасад. Решетка ограды, выполненная по рисунку В.П.Стасова, имеет два пояса - нижний с более простым рисунком и верхний, ажурный и изящный, в стиле русского барокко.
Жизнь здания собора после войны прошла в несколько этапов. Долгие годы реставрации, затем помещение занимала проектная организация. В 1969 году собор стал филиалом Музея истории Ленинграда с большим экспозиционным помещением. В конце 80-х гг. в зале собора стали проводить концерты - вокальные и духовной музыки.
Ансамбль Смольного собора необычайно красив: сочетание лазури стен, белизны лепного декора и тонкой позолоты маковок воспринимается как чудо, устремленное ввысь. Наиболее сильное впечатление создается в вечернее время - на фоне темного неба выделяется ярко подсвеченный собор.
|